Художественная ценность 2014 года. Часть I
ВСТУПЛЕНИЕ
Доброго всем времени суток! Рад, что вы решили почитать мою статью или просто пробежать глазами. Эта статья немного нестандартна в своем отношении к играм, т.к. это, скорее всего, некий своеобразный топ тех игр, которые, по моему мнению, заслуживают или не заслуживают быть пройденными, как опытными игроками, так и людьми, далекими от видеоигр.
Я понимаю, что мое мнение мало кому интересно, потому что «кто я такой», но очень хочется им поделиться. Мнение-то ни сколько об играх, сколько об их содержимом. Игры, представленные ниже, были оценены преимущественно с художественной точки зрения, геймпленую часть я доверяю более компетентным критикам из игровых издательств.
Естественно, что в этой статье вы не найдете таких игр, как HearthStone, Dark Souls 2, The Sims, Destiny, Titanfall, спортивные симуляторы, игры про выживание, крафтинг и т.д. Такие игры - это концентрированный геймплей, призванный одарить играющего адреналином и эмоциями, никак не связанными с драматургией.
Тут нужно пояснить (спасибо пользователю Arjuno): художественная ценность определяется не только со стороны сюжета и сценария, это может быть визуальная составляющая, или музыкальная, или текстовая. Возьмем, к примеру, Journey, которая неподвластной нам силой доносит эмоции через взаимодействие и мироощущение игры. Или Silent Hill 2, чей сюжет содержит массу отсылок и образов, в которых так интересно копаться. Художественная ценность - это эмоции, мысли, переживания, какие только может подарить произведение, созданное авторами, а не простыми работягами в игровой индустрии.
Предупреждаю так же о частой глупости в комментариях, не согласных с мнением, которое просто не так понимают. Не нужно писать: «Я фанат MGS, почему это Ground Zeroes не обязателен?» Конечно, обязателен, но только фанатам. Или почему Wasteland 2 не нужно покупать именно тем, кто ищет интересную историю, а не ностальгический прилив.
Эта статья о художественной ценности игр, а не об интерактивной.
НЕ СТОИТ ПРОПУСКАТЬ
Wolfenstein The New Order
Обласканная со всех сторон игра от Machine Games действительно так хороша, как о ней пишут. Дело даже не в том, что это отличный шутер; разработчики стремились, и им во многом это удалось, достичь идеала видеоигры. Здесь стоит отметить тот факт, что главное – не сюжет, а то как он подан. Обыкновенная история, включающая в себя все: любовь, смерть, войну с тотальным контролем и садизмом, преданность и даже уместный и креативный бред. Моральные терзания главного героя, колоритные персонажи, в которых легко влюбиться, а главное – легко понять их мотивы и поступки. Многие разработчики забывают иногда о логичности происходящего и делают явно искусственную и глупую ситуацию, к счастью, это не про Wolfenstein.
Явное преимущество этой игры перед другими состоит в том, что каждый сможет получить свое. Пришли пострелять – пожалуйста. Хотите интересную историю с юмором и драмой – пожалуйста. Главное, что тебя не раздражает геймплей при прохождении, а кат-сцены и диалоги приятно и оправданно вписаны в игру. Нет четкого разделения: если вам важен только сюжет – то идите мимо, если хотите пострелять – то вам сюда. Нет! В игру должен поиграть каждый, кто интересуется видеоиграми. Скажите, разве не прекрасно, когда вы бежите, сломя голову, к очередному фашисту, превращаете всех и вся в решето, спустя час наблюдаете такой эпизод, что ком в горле, а еще спустя час кричите от восторга, потому что летите убивать фашистов на Луну и открывать давно забытые технологии евреев! В заключение приведу еще один неоспоримый плюс одной из лучших игр 2014 года – отличный финал. Уж лучше плохое вступление, чем никакое окончание.
Пожалуйста, если вы еще не играли в Wolfenstein, то вам, вероятно, не нравятся шутеры, но попробуйте сделать исключение – глядишь - и этот жанр откроет для вас свои двери, благо, что игра хорошая.
Из огня да в полымя… К сожалению, я возлагал большие надежды на Infamous, не только потому что next-gen, а потому что Sony и яркий старт был бы кстати. Оказалось, что высокие оценки от прессы оправданы только качественной игрой актеров и отличной графикой. Главная проблема Infamous – она абсолютно не запоминается. Присутствуют интересные ситуации, например, способности призывать героев видеоигр – но почему-то скучно. Безумные идеи авторов остаются интересными только на бумаге и первые две минуты, далее же все превращается в яркий кавардак. Персонажи слабо развиваются на протяжении игры, переломные моменты характеров героев показаны грубо и небрежно. Second Son – это кино «12+», которое хоть и для всей семьи, но совершенно не интересно взрослым. Читатели могут подумать, что я прошу более взрослой истории, - совсем нет, я прошу лишь сделать ее более осмысленной и не такой вычурно подростковой. Не нужно неожиданных поворотов и философии, нужны естественные эмоции, которые игра просто не в состоянии дать. Далеко за примером ходить не нужно: некоторые мультфильмы способны растрогать и взрослого человека, а некоторые в состоянии вогнать его в скуку. Нужны детские эмоции, а не детская глупость.
Конечно, такие игры должны быть. Это обычная категория B для видеоигр. Разработчикам почему-то не хватает напора и смелости, в отличие от Wolfenstein, они ходят по кругу, боясь сделать шаг в сторону. Специально или нет? Не знаю. Повторюсь: новый эксклюзив для PS4 оставит приятное впечатление, которое выветрится, к сожалению, после выхода из игры.
МОЖНО ПРОПУСКАТЬ
Murdered Soul Suspect
Еще одна игра, в которую я почему-то верил. Иногда вера бывает бесполезной, особенно если единственное, что могло спасти игру, - загублено. Кто не играл, поясню: Murdered – это детектив, который априори должен представить игроку какую-никакую интригу и внутренние переживания. Ни того, ни другого. Произведение жанра детектив или какого-либо расследования никчемно, если развязка истории представляет собой идиотизм (например, х/ф «Идентификация») или авторы создают такую интригу, за которой не интересно наблюдать. Soul Suspect попала во вторую категорию, а потому до титров высидят самые терпеливые и отчаянные люди, но их может ждать разочарование, т.к. наш пациент даже умудрился залезть и в первую категорию.
История про «звонаря» не трогает, главный герой не располагает к себе, и даже местный (довольно хорошо проработанный) мир не спасает ситуацию. Атмосфера гнета и какой-то зловещий дух витают в некоторых удачных моментах (пламенный привет кладбищу), но в остальном темные краски и постоянная тоска лишь раздражают. Проблема игры в ее корне – отличный сценарий должен был спасти игру ввиду отсутствия интересных геймплейных механик. Эта проблема уничтожает и растаптывает игру, которая даже в муках пытается сделать серьезное лицо.
МОЖНО ПРОПУСКАТЬ
Watch_Dogs
Плодотворная почва для сценаристов была лишь немного прощупана палкой и расковыряна одним пальцем. Отличная идея для видеоигры – хакеры и недалекое будущее, скрытный мститель, тотальный контроль государства и бреши в этом контроле. К чему все это свелось? Вообще ни к чему. Игра стартует с непонятной заставки, резко кидает нас в эпицентр действия, не показывая должным образом персонажей (как оказалось, картонных). Примерно такими мыслями у меня была занята голова: что происходит, почему все такое серьезное, где нормальные разговоры, где нормальные люди с честными эмоциями. Почему все происходящее будто написано роботами-сценаристами, выдающими одну пачку странных пафосных фраз за другой. Люди так не общаются, даже мстители в масках. В сценарии, как ни печально, нет абсолютно ничего.
Интересным может показаться мир Watch_Dogs и геймплей, но только тем людям, кто не играл в игры Ubisoft, остальным же тут не на что смотреть. Как так получилось, что игра с определенно выгодным сеттингом вдруг оказалась настолько пустой и глупой? К большому огорчению, новая игра французов не заслуживает никаких эпитетов и даже маленького хлопка в ладоши. Watch_Dogs – это скудное с художественной точки зрения произведение. Потому и игру можно обозвать по-простому - «бродилка-стрелялка», ни больше, ни меньше.
МОЖНО ПРОПУСКАТЬ
Monolith – моя любимая студия, каждой игре которой я даю шанс. В этот раз разработчики оправдали на половину мои потребности, как игрока. Shadow of Mordor – тот хитрый случай, когда первые 20 минут игры заставили меня пройти ее всю от начала до конца. Это были восхитительные 20 минут, будто бы поставленные стажером Питера Джексона. Сумасшедшее звуковое сопровождение вступительного ролика, а так же задел на жестокую историю мести, как цели. Далее следуют краткая вводная и те самые мордорские мотивы, так искусно вплетенные в новый саундтрек, и заглавие игры… То, что нужно.
Затем идут совершенно странные вещи. Во-первых, сбитый темп повествования, во-вторых, откровенные глупости со стороны сюжета. Поначалу мне казалась интересной идея поставить в конфликт главного героя и его месть, ведь он, чтобы вернуться к семье, должен убить приспешников Саурона, которые и убили его семью. Эта странная, но интересная цепочка причинно-следственной связи превращается в круг. Узколобый эгоизм главного героя можно было бы возвести в абсолют, но разработчики больше показывают это геймплеем, нежели каким-то интересным диалогом (он был бы не лишним). Однако сценаристы не раскрывают эту тему, а перебегают к другой – введение новых неинтересных персонажей. Ratbag, например, - типичный персонаж-шут, который появляется в различных B-Movie, как очередной штамп на кинопроизводстве. Зачем он в такой игре, не ясно. Или, допустим, интрига о том, кто такой Келебримбор, кажется глупой, ведь разработчики во всех видео говорили, кто он. Пафосный эпизод с открытием его личности именно поэтому и загублен.
Shadow of Mordor могла стать отличной игрой, одной из лучших в этом году, но... Может, не хватило средств, может, времени на доработку. В итоге, механизм все же работает, но каждый его винтик скрипит и шатается.
Я не знаю, стоит ли вообще что-то обсуждать. Все фанаты уже должны были пройти это дополнение, всем же остальным настоятельно рекомендую ознакомиться с оригиналами, желательно, всей трилогией. Дальше жуткие спойлеры.
Поразительно, но именно второй эпизод показал мне, как можно сделать игру, в которую просто приятно играть. В ней ничего не раздражает, а в сюжетных моментах – интерактивная, музыкальная и визуальная составляющая настолько гармонируют, что вызывают множество эмоций. Начиная ярким вступлением и заканчивая жестоким и мрачным финалом, история не дает вам вздохнуть. Основная интрига и связующее звено всей серии – не самое главное, чем это дополнение сможет удивить.
Как можно не поразиться живости последней сцены, когда ты сам идешь на смерть в руки злодея. Насколько оказался прост секрет привязанности девочек к папочкам и Элизабет к Соловью. Как можно не открыть рот в эпизоде с лоботомией подручными средствами, в которой Атлас на секунду выходит из себя и кричит голосом Фонтейна. Какими словами описать момент, когда ты наблюдаешь за смертью доктора Сучонга от рук Большого папочки, если то же самое ты слышал на аудиозаписи в оригинале 2007 года.
Искусная и очень деликатная точка в истории серии. Одно из лучших художественных произведений в 2014 году, пожалуйста, не пропустите.
P.S.
Не согласны с чем-то? Есть хорошие игры для следующей статьи? Хотите поспорить или просто послать автора, добро пожаловать в комментарии, где мы подробно можем обо всем поговорить.